Мой мир высоких технологий: от BASIC к бизнесу

Хочу поделиться с вами своей историей знакомства с миром IT и как я развивался в этом направлении.

Вместо предисловия

На дворе был 1994 год. Мальчику по имени Тимур Бикташев на тот момент было 8 лет и учился он во втором классе средней школы №116 в г. Уфа.

Классным руководителям была замечательная женщина Нина Александровна, которая в один прекрасный день предложила Тимуру записаться на «компьютерные курсы», т.к. паренек проявлял неплохие способности к цифрам. История уже не помнит стоили ли эти курсы денег, но сам Тимур и его родители это предложение встретили с энтузиазмом. Так мальчик увидел первый компьютер в своей жизни.

Мои первые компьютеры

Компьютер Электроника

По правде говоря, я уже не помню тот ли это компьютер. Помню, что он был черный, что на мониторе было написано, кажется, «Электроника», но могу и ошибаться. Нас учили программированию. В BASIC. Из всего изученного мне запомнилось одно из занятий, на котором мы рисовали стреляющий танк. Он выезжал слева, останавливался, стрелял, еще была анимация взрыва от попадания снаряда. Знаете, сложно передать ощущения и шквал эмоций, когда после написания примитивного кода, я видел на экране результат — маленький мультик, который нарисовал сам с помощью компьютера.

Долго ли я ходил в кружок — не помню. Родители — тоже. Мама в те годы работала на фондовой бирже, дела на которой шли неважно. В счет зарплаты она забрала с работы старенький компьютер. Выглядел он примерно так:

Мой первый персональный компьютер i286

Жаль в те времена не приходила в голову мысль запечатлеть свои компьютеры на пленке. Приходится искать фото подобных в сети.

Программирование было забыто, ведь теперь компьютер можно было использовать для игрушек! Единственное, что меня отвлекало, это родительское «глаза испортишь». А что вы хотите от восьмилетнего ребенка? Рисовать мультики, безусловно, увлекательное занятие, но играть в игры — в 100500 раз интереснее!

Dangerous Dave

Первая игра, в которую мы рубились вместе с папой по очереди. Было не оторваться!

В 96 или 97 году (точно не помню) мой компьютер заменили на более «продвинутый». Теперь в нем был процессор i386 и дисковод 3,5″ — я был просто счастлив! Теперь мне было намного проще таскать игры от одноклассника. У него была еще более крутая техника и по тем временам редкая и дорогая штука — CD-ROM. И несколько дисков со сборниками игр.

До появления в моем системном блоке дисковода 3,5″, приходилось сначала скачивать игры с CD на 3,5-дюймовые дискеты (именно тогда я научился архивировать игры с разбивкой на тома), потом идти к соседке, у которой в системнике были установлены оба дисковода на 5 и 3,5 дюйма, переписывать архивы на 5-тидюймовые дисткеты и только потом лететь домой — играть в новинки! Апгрейд позволил вычеркнуть из цепочки соседку и я стал получать игры быстрее.

Сейчас вспоминаю всю эту движуху и становится тепло на душе — было интересно заниматься всем этим. Таская по такой сложной схеме игры домой, я научился «лечить» дискеты, находить и бороться с вирусами, которых время от времени притаскивал вместе с играми.

Мой первый Pentium

Pentium 166

Монитор был такой же, а вот корпус другой. Опять же, жаль не фотографировал свою технику.

Если правильно помню, на дворе стоял 1998 год. Позвонил товарищ и предложил купить у него компьютер. У папы была отложена заначка — сотня долларов. Поскольку он «болел» компьютерами не меньше меня, мы только получили согласие мамы (на самом деле выбора у нее не было, это была формальность) и помчались забирать. Это был Pentium 166. После «триста восемьдесят шестого» это был просто космос! К тому времени я уже открыл для себя WarCraft 2 и Diablo HellFire, и теперь мог рубиться в них дома! А до этого имел возможность насладиться этими играми лишь у папы на работе, да и то довольно редко.


Именно с этой машины началась «эра железа». Мы с папой каждое воскресенье ходили на «тучу». Так называли радиорынок, который располагался совсем рядом с нашим домом. Мы покупали и обменивали все новые и новые «железки» для нашего компьютера. Одной из самых запоминающихся покупок был 3D-ускоритель Woodoo II, благодаря которому я заново открыл для себя Need For Speed II. Графика казалась просто чумовой!

Папа покупал журналы, посвященные железу и играм. Именно из них я узнал очень много о компьютерах, характеристиках, совместимости и многом другом. И именно благодаря этим журналам я «разогнал» наш P166 до P200 (пробовал и до 233, но при таком раскладе машина заводиться отказалась).

Еще одна заслуга этого компьютера — развитие моего навыка переустановки Windows. Машина работала под управлением Windows 98 SE, которая «падала» если не раз в неделю, то раз в месяц — точно. Я до сих пор помню наизусть почти весь серийный номер от 98-го виндоуса.

Дальше у нас с папой была небольшая «война». Мне хотелось играть в стрелялки и гонки, а он усердно проходил недавно вышедшую Diablo II. Она мне тоже очень нравилась, но хотелось играть и во что-то еще. Беда была в том, что у нас было мало места на двух HDD (один на гигабайт под систему и софт, а второй на 1,5 гига под игры). Диабла на гиговый винт не ставилась — не хватало места, а на втором HDD не помещалась вместе с моими играми. В итоге мне приходилось на дневное время удалять Диаблу, ставить свои игры, а к приходу папы с работы делать все как было. Было нелегко, но куда деваться.

Я считаю, что мое детство было счастливым и интересным благодаря компьютерам, и папе, который тоже увлекся этой темой.

Сюрприз — Pentium 4

Emperor Battle for Dune

Из запорожца мерседес не сделать. Наш Pentium 200 грейдить было уже некуда, технологии стремительно развивались и наше железо безнадежно устарело.

На дворе стояло лето 2001 года. Я закончил школу и собирался поступать в техникум. По объективным обстоятельствам мне предстояло получить специальность далекую от компьютеров, но я не унывал. Профессия, как говорили, престижная, «денежная», поэтому я успокаивал себя, что заработаю много денег, отучусь параллельно на программиста и буду заниматься любимым делом — ковыряться с компьютерами. А вообще мечтал стать гейм-дизайнером — придумывать и разрабатывать игры.

Я вернулся с дачи и обнаружил в комнате новенький компьютер. Помню, папа играл в игру Emperor Battle for Dune. Я просто обалдел! Оказалось, что пока я зависал на даче, папа купил новый комп и теперь мы не отставали по части железа от мирового прогресса. Сказать, что я был счастлив — не сказать ничего.

3D игры, можно не смотреть на системные требования и покупать все, что понравится! Это было счастье. Пиратство процветало, каждые выходные мы покупали все новые и новые игрушки. Меняли те, которые не понравились или не запускались (с пиратскими играми это было нормой). Бывало, успевали за один день до обеда съездить на местную «Горбушку» два раза для обмена неподошедшей игры.

И каждый год папа копил деньги на апгрейд нашего компьютера. В 2000-х железо устаревало стремительно. Это сейчас уже несколько лет не наблюдается таких рывков, а тогда, если пропустить год и не обновить начинку, можно было забыть о том, чтобы поиграть в свежую игрушку «без тормозов» и на максимальной графике.

Дальнейшие этапы обновлений компьютера в памяти не отложились. Мы меняли «внутренности» либо частями, либо целиком. И продолжали играть. Имея достаточно мощный компьютер, я увлекся графикой (Photoshop) и электронной музыкой. Мы с другом проводили дискотеки в нашей школе и на этой волне решили стать композиторами. Это отдельная увлекательная история.

Возвращение к коду

HTML-код

2005 год. Я закончил колледж, получил специальность и теперь мне предстояло устроиться на работу. Вопреки заверениям преподавателей, что молодые специалисты нужны энергетике, это оказалось с точностью наоборот. Полгода меня футболили предприятия Башкирской энергосистемы и осенью с помощью своего друга я устроился в тепловые сети.

В 2006 году я впервые задумался над тем, что не хочу всю жизнь лазать по колодцам и крутить гайки. Перспектива карьерного роста хоть и была, но оставалась довольно туманной. Меня это никак не устраивало, поэтому я задумался над тем, как можно заработать деньги с помощью высоких технологий, а именно — в интернете. У нас уже был высокоскоростной доступ ко всемирной паутине и мы с папой забросили в дальний угол модем (до сих пор помню неповторимый звук соединения).

Начались эксперименты. Серфинг, плата за клики, которой едва хватало на проезд, изучение километров страниц в сети. На основе изученного материала было принято решение, что мне нужен сайт. Раздобыл у товарища, который отучился на программиста, книгу по HTML, в которой простым языком и довольно подробно описывалось как его сделать.

Первые странички я делал в Macromedia DreamWeaver (теперь Adobe DreamWeaver). На тот момент мне казалось, что делаю все круто, красиво и правильно. Ровно до тех пор, пока не купил книгу по CSS. Эта книга перевернула мой взгляд на сайтостроение, я вышел на качественно новый уровень. Так я бросил все копеечные заработки в сети и сделал свой первый сайт, который приносил мне деньги с рекламы.

На этом сайте публиковал HTML-шаблоны. Сначала рисовал макеты в Photoshop, потом верстал их, стараясь соблюдать все стандарты как HTML, так и CSS. Как-то не так давно мне попались пара сайтов, сделанных на тех самых шаблонах. Глядя на них, ужаснулся и порадовался одновременно — не зря старался, кому-то пригодились. Это была отличная школа, которая помогла развить навыки и не останавливаться в развитии. Я постоянно изучал новые методы, фишки, пробовал применять на практике… Про игры совсем позабыл.

В 2009 году вышел на новый виток развития себя как web-мастера — познакомился с термином CMS (Content Management System — система управления контентом). Первой CMS для меня стала Joomla. Оказалось, что «прикрутить» к ней мои HTML-шаблоны — задача совсем несложная. Потом попробовал WordPress, с которым в этом плане работать было сложнее, но сама CMS мне понравилась намного больше и я с головой погрузился в новую для себя область — написание тем под WordPress. Так я получил представление об основах PHP. Так я стал фрилансером-любителем.

Фриланс

Делал сайты и дизайн уже за деньги. Оглядываясь назад, не жалею, что брал совсем немного за свою работу. Все-таки нельзя было назвать меня профессионалом. Тем не менее, эта работа приносила неплохой дополнительный доход, хотя и была больше хобби, нежели стабильным заработком. Меня больше привлекал сам процесс создания сайта, нежели результат работы в виде гонорара.

После нескольких сайтов на заказ я сделал блог для себя на профессиональную тематику — об энергетике. Он работает до сих пор и хотя давным давно не обновляется, продолжает оплачивать расходы на хостинг других моих сайтов. Вот к этому я стремился в начале своей деятельности в интернете — к пассивному доходу с рекламы на сайте.

Развивая блог, я брался за заказы сделать сайт, нарисовать логотип и тому подобное. Доходы с рекламы росли вместе с ростом посещаемости. Я активно изучал SEO (поисковая оптимизация), контекстную рекламу, экспериментировал с WordPress и продолжал искать способ заработать в интернете больше.

Так уж получается, что доход от рекламы на сайте напрямую зависит от посещаемости. Мне удалось достичь показателя в 2000+ уникальных посетителей своего блога в сутки, но это достаточно мало, чтобы говорить о доходе, способном заменить зарплату по основному месту работы.

Работа на себя

Я решил, что нужно двигаться дальше и ставить фриланс на поток. Попытался создать команду, с которой можно было браться за более сложные и дорогие заказы. Но в этой области опыта не было совсем, поэтому «дело не пошло», но появился тот самый опыт.

Следующим экспериментом стал собственный интернет-магазин. Моя жена увлекалась хендмейдом и было принято решение продавать изделия онлайн. К тому времени я уже имел достаточный опыт работы как с системами управления магазинами, так и с технической стороной их запуска, поэтому создание простого магазина не отняло много времени.

Магазин закрыл через несколько месяцев. В одиночку работать с ним оказалось делом неблагодарным, а переложить задачи на наемных работников не мог в виду отсутствия финансовых возможностей. Плюс наложилась подготовка дипломного проекта (учился заочно), да и основное место работы давало о себе знать. В общем, времени на мое детище катастрофически не хватало. Теперь я понимаю, что изначально неверно расставил приоритеты, но теперь это уже не важно.

Онлайн бизнес

От истории перейду к действительности.

Мне не давала покоя мысль, что нужно придумать что-то такое, чтобы один раз сделать, а потом постоянно получать с этого прибыль. За плечами был опыт запуска сайта агентства недвижимости и на поверхности была идея создания собственного сайта недвижимости, но уже элитной и с платным доступом к базе. На тот момент в родной Уфе я подобного сайта не нашел, поэтому серьезно прорабатывал эту идею, основываясь как на своем опыте, так и на опыте людей, с которыми довелось работать и чему-то научиться.

Потом была идея интернет-магазина автозапчастей и услуг на базе автоцентра знакомого, которую реализовал, но в измененном виде. Работает до сих пор. Потом еще какие-то идеи и зарисовки, потом снова думы по поводу сайта недвижимости, а потом меня позвали в партнерскую программу.

Все прошедшие годы, когда я изучал онлайн-технологии, рисовал дизайн и делал сайты, принесли свои плоды. Накопленный опыт пригодился когда я занялся онлайн бизнесом по партнерской программе. Я принял участие в разработке нового направления — бизнес-систем.

Помимо неплохих гонораров за разработку сети сайтов для этих систем, я активно развиваю свою команду по партнерской программе. И знаете, это приносит совершенно другие доходы. И открывает совершенно другие перспективы.

Разработка сайтов отошла на второй план. Теперь вместо того, чтобы создавать сайт с нуля, я использую готовые модули и темы. Это сильно экономит время. Да, уникальность принесена в жертву, но развиваясь уже как предприниматель, я понимаю, что важна в первую очередь эффективность. Если шаблонный дизайн делает свою работу на отлично — пусть будет шаблонный дизайн. Если бесплатная CMS и плагины позволяют реализовать нужный функционал, я применю их. Меньше времени на технические заморочки, больше времени на бизнес.

Не останавливаюсь. Изучаю арбитраж, т.к. он необходим для развития моего бизнеса. Изучаю технологии продаж, правильную структуру Landing Page, продолжаю вникать в тонкости контекстной и таргетинговой рекламы, хотя, с большой долей вероятности, в ближайшее время поручу работу со своими рекламными кампаниями профессионалам, чтобы высвободить дополнительное время для бизнеса.

Вот такой путь прошел я на сегодняшний момент. Мальчишка, изучающий BASIC, геймер, верстальщик-фрилансер, блогер, онлайн предприниматель. Каким станет следующий этап в моем развитии? Что я узнаю завтра? Чему научусь? Время покажет. Главное — не останавливаться.

Спасибо за внимание.

Один комментарий

  1. Вера 17.11.2016 в 23:59 - Ответить

    Тимур… так написано…как будто в ту жизнь окунулась….когда дома…когда с родителями…. Здорово. Все что мы делали и делаем , дает нам неоценимое — опыт!!!!

Оставить комментарий